В последнее время значительным спросом стали пользоваться бумажные изделия (сумки, пакеты), предназначенные для хранения продукции. Связано это с распространенным мнением о меньшем вреде биоразлагаемых упаковок для экологии. Однако специалисты уверены – распространение коронавируса сократит антипластиковые инициативы, поскольку безопасность населения становится в такой непростой период первостепенной задачей. На фоне этого одноразовую пластиковую упаковку рассматривают в качестве оптимального варианта для хранения и транспортировки продуктов.
К чему стоит готовиться – экспертное мнение
В связи с обозначенными обстоятельствами уровень потребления бумажной продукции ожидает значительное сокращение:
- В сфере продовольствия – потребность в упаковке из бумаги уменьшится, прежде всего, по причине менее активной работы организаций, доставляющих пищу на вынос. К снижению популярности бумажной продукции также приведут меньшая потребность в товарах FMCG, а также недостаток у населения покупательной способности (по подсчетам экспертов, около 90% различных видов товаров стали невостребованными). Доходы граждан продолжают падать. Это означает отсутствие шансов на успешное развитие рынка бумажных изделий.
- В области тары и упаковки промышленного назначения – сокращение спроса станет закономерным, поскольку непродовольственные товары приобретаются менее активно. Также уменьшаются транспортировки. Весной 2020 г. объем автомобильных грузоперевозок стал ниже на 8% сравнительно с минувшим годом.
Чтобы вернуть бумажным упаковкам и товарам FMCG прежний уровень востребованности, потребуется промежуток времени, определяющийся сроками снятия карантинных ограничений и прекращения пандемии. После завершения кризиса население сможет потреблять одноразовые изделия из бумаги на прежнем уровне. Однако нельзя исключать менее активного использования такого типа продукции и в период, который последует за пандемией – желая сэкономить, многие люди предпочтут отказаться от нее.
Стремление к защите окружающей среды станет причиной, по которой популярность бумажной упаковки начнет увеличиваться. По причине этого экологическим инициативам, одобряющим применение новшеств в процессе утилизации пластика и его переработки, удастся укрепить данную разновидность упаковок в сфере продовольственных товаров.
Что прогнозируют рынку на два предстоящих года
Согласно прогнозам, которые дают МВФ и Центробанк России, в период с 2020 г. по 2022 г. российской экономике предстоит пережить сокращение. Многие специалисты убеждены, что для рынка бумажной продукции уготован временный уход «в минус».
Как утверждают аналитики, события могут развиваться согласно трем основным сценариям:
- оптимистичный – если с июля по август 2020 г. распространенность инфекции пойдет на спад и вместе с этим станут расти нефтяные котировки, рынку бумажных упаковок предстоит сокращение на 4%, а к 2022 г. ему удастся вырасти на 3%, обогнав при этом докризисный уровень;
- пессимистичный – если длительность экономического кризиса и пандемии окажутся достаточно серьезными, в 2020 г. потреблению продукции из бумаги придется сократиться на 6%, а его рост произойдет после 2021 г.;
- базовый – согласно такому промежуточному варианту, не исключаются возможность снижения объема рынка на 5% и усиление роста, приходящееся на конец 2020 г. - начало 2021 г.; в финале анализируемого периода рынок сможет максимально приблизиться к показателям 2019 г.
Подводя итоги, можно выдвинуть следующее утверждение – кризис, наблюдаемый на протяжении 2020 г., способен значительно повлиять на рынок бумажной продукции в РФ. Его восстановление, с большой долей вероятности, будет осуществляться достаточно медленными темпами. Сравнивать их с предыдущим уровнем удастся только при отсутствии каких-либо препятствующих обстоятельств.