Зарубежный опыт

Сбор пакетов: Как в Европейском Союзе обходятся без пластиковых изделий

И почему в Российской Федерации это нереально

Пока на постсоветском пространстве граждане собирают пакеты в один большой, на западе с такими обычаями идет упорная борьба на протяжении полутора десятка лет.

Как полиэтиленовые пакеты и другие изделия из пластика портят экологию Земли, попутно нанося вред человеческому организму? Как брюссельские власти решают проблему загрязнения планеты? Что ждет Российскую Федерацию в будущем в связи с обострением проблемы экологии?

Почему каждый должен отказаться от пакетов

Совершив покупку, мы несем пакетик из супермаркета в среднем около получаса. Потом пакетик выбрасывается за ненадобностью, но весь ужас в том, что гнить он будет не менее четырех веков. Пакеты начали производить в США в пятидесятых годах прошлого столетия, поэтому ни один из них пока не сгнил. Пластиковые изделия попадают на многочисленные свалки или в воды Мирового Океана, где сегодня образовалось множество островков из мусора. От пластика страдают морские обитатели: рыбы, дельфины, киты и др. Животные глотают полиэтилен, запутываются в пакетах, в итоге погибая от голода и болезней. Морские обитатели, питающиеся в природе медузами, путают их с полиэтиленовыми пакетами, глотая их и умирая в муках. Весной прошлого года неподалеку от Филиппинских островов умер молодой кит, вскрытие показало – в желудке млекопитающего было порядка 40 кг пластика.

Ежегодно от пакетов и другого пластика умирает порядка 1 млн. пернатых и 100 тыс. морских зверей. В Тихом океане появилось гигантское образование из пластиковых бутылок и прочего мусора. Это пластиковое пятно по размеру соответствует 270 площадям Москвы. Если не предпринят мер, то через 30 лет пластик по объему превысит количество живой рыбы – такое заявление сделали компетентные эксперты на Мировом экономическом форуме.

В среднем из выброшенных двухсот пакетов на мусороперерабатывающие заводы попадает только один. Жечь полиэтилен нельзя – продукты сжигания содержат много углекислого газа. Полиэтилен производится из продуктов нефтепереработки, выкачка природных ископаемых из земных недр тоже вредит экологии. Разумный вариант – целиком отказаться от изготовления и реализации одноразовых пластиковых изделий.

Европейский опыт

ЕС в 2015 году принял законодательный акт под названием «Об уменьшении использования пластиковых пакетов». В документе предполагаются следующие меры.

  • В 2019 году выпуск пакетов должно сократиться до 90шт./год на покупателя. К 2025году показатель уменьшится до 40шт./год на покупателя.
  • Торговым точкам в ЕС законодательно запретили безвозмездное предоставление пакетов из полиэтилена покупателям, поэтому предприниматели стали использовать бумажную упаковку.
  • С 2021 года в ЕС нельзя будет продавать одноразовую посуду из пластика, к которой относятся стаканчики, тарелки, всевозможные трубочки для алкогольных и безалкогольных напитков.
  • К 2029 году предполагается, что в ЕС 90% бутылок из пластика будут отправляться на утилизацию.
  • Законодательство ЕС полностью переходит на работу по принципу «загрязнитель оплачивает». Большая ответственность ложится на производителей, так при обнаружении в океане заброшенных рыболовных снастей платить фирмы-производители.
  • Все изделия из пластика должны выпускаться со специальной маркировкой, на которой потребителю доходчиво разъясняется опасность этих товаров для природы. Чтобы заводы, работающие с пластиком, не стали банкротами, им предложили изготавливать полиэтиленовые сумки многоразового использования.
  • В ЕС почти полностью запретили выпускать все разновидности микропластика (так называют элементы пластика менее 5мм, входящие в состав жевательной резинки, шампуня и тканей для пошива одежды). Микропластик разлагается хуже обычно пластика, постепенно накапливаясь в живом организме. Это относится и к человеческому организму, в который микропластик попадает вместе с бутилированными напитками и водой. Микропластик нельзя отфильтровать из продуктов питания, чем и вызван столь категоричный запрет.
  • Запрет на использование микропластика коснулся косметической индустрии, которая понесет наиболее ощутимые потери от запрета. Этот материал широко использовался в кремах, шампунях, гелях для душа, румянах, помаде, тенях для век и тушах для ресниц. Большинство косметических средств более чем на 90% состоит из микропластика, не говоря уже об упаковке. Производителям более чем 24000 лицензированных косметических средств доведется вносить изменения в формулы производимой косметики. Это обернется убытками порядка 12 млн. евро. Весь рынок косметической продукции в ЕС составляет 23 млн. евро.

Европейский Союз решился на заведомо огромные экономические убытки, но в масштабах всего мира этого недостаточно для спасения природы планеты. По данным статистики 9 из 10 стран-лидеров по загрязнению находятся в Африке и Азии, а десятая – США.

Лидеры в противостоянии с пластиком

Большинство государств начали борьбу с полиэтиленом и пластиком намного раньше Евросоюза. В 2002 году в Ирландии законодательно повысили ценники на одноразовые пакеты из пластика в магазинах. Эксперты Гринписа подсчитали, что с тех пор потребление таких пакетов снизилось на 95%. Сегодня в год каждый ирландец использует всего 18 пакетиков вместо 180, как это было раньше.

В 2016 году в Голландии озвучили стоимость пластикового пакета – 0,25 евро. В Великобритании за 3 года использование пакетов упало на 50% – все благодаря введению обязательной стоимости на них в размере 5 пенсов. В 2007 году бельгийцы отказались от бесплатных кульков в маркете, что уменьшило их производство на целых 80%. Немцы тоже установили фиксированную цену на одноразовый пакет – минимум 0,22 евро. В 2016 году запретили тоненькие пакеты, их толщина должна быть более 50 мкм, а объем – не меньше 10 л. В прибалтийских государствах маркеты, использующие пластиковые пакетики, облагаются дополнительным налогом.

Финны решили пойти другим путем – финские власти оповещают население и производителей о вреде пластика. В итоге в 2016 году Союз финских предпринимателей подписал с Министерством экологии договор о сокращении использования пластиковых кульков. В договоре написано, что предприниматели обещают информировать покупателей о вреде пакетов, также они не предоставляют тару из полиэтилена бесплатно. В Финляндии вы не увидите возле касс пакетов для упаковки продуктов. В овощных отделах покупателям предлагают биопакеты – они благополучно разлагаются. Через два года потребление полиэтиленовых кульков уменьшилось на 60%, потому что к договору присоединилось почти 4 тыс. финских маркетов.

В 2019 году к противостоянию с мусором подключилась Грузия, перешедшая только на биоразлагаемые кульки. Сейчас в Грузии запрещено производить тоненькие пакеты. Нарушители, уличенные в использовании неправильных полиэтиленовых пакетов, штрафуются на внушительные суммы, а сами кульки конфискуются. При втором нарушении штраф налагается в двойном размере. Производители толстых пакетов обязаны наносить на кулек свой логотип. Грузинские власти разработали стратегию по борьбе с пакетами на 15 лет вперед. Согласно их плану к 2030 году количество производимого в Грузии пластика снизится на 80%.

Лидером в противостоянии с пластиком стали норвежцы. В этой стране в 2016 году утилизировали более 600 млн. пластиковых бутылок. Количество бутылок из пластика в Норвегии уменьшилось благодаря темпам переработки на внушительные 97%. Те же производители, которых продолжают фасовать свои напитки в пластиковую тару, вынуждены продавать каждую бутылку дороже на 1 крону. Чтобы как-то заинтересовать своих покупателей, эти производители выпускают специальные автоматы, в которых каждый желающий после того, как выпил напиток, может сдать бутылку за ту же 1 крону. Такие автоматы стоят в каждом супермаркете, потом они увозятся на утилизацию. Бутылку можно перерабатывать с десяток раз – производители делают это по своей инициативе. Такая инициативность производителей стимулируется государством – те, кто перерабатывает, перечисляет в казну меньше налогов.

Недостаток биоразлагаемых пакетов

Важное достоинство тары из биоразлагаемого материала – скорое разложение. Такие пакеты разлагаются за несколько месяцев, оставляя микроскопические кусочки пластика. Чем меньше эти кусочки, тем активнее они циркулируют в природе, попадая в живые тела.

Существует и другой вид биоразлагаемых материалов, производимый из крахмала, а также целлюлозы и сои. Использование таких биоразлагаемых пакетов оправдано только в аграрных краях с широким использованием компостирования. Одновременное попадание на переработку пластика и органики приводит к тому, что вся партия оказывается испорченной и негодной к качественной утилизации. Второе возражение против биоразлагаемых сумок – нерациональное использование пищевого сырья. Кукуруза, картофель и соя, служащие основой для биоразлагаемых кульков, могли бы пойти в пищу людям и животным, а оказались в итоге на куче мусора.

Сотрудница Гринписа Власова Ирина предложила признать биоразлагаемые сумки гринвошингом, то есть маркетинговым ходом, вводящим потребителя в добросовестное заблуждение относительно полезности и экологичности этих пакетов. Сегодня многие экологи склоняются к тому, что не нужно покупать биоразлагаемые пакеты.

Пакеты из бумаги – тоже не решение ситуации. Они не очень удобны в использовании, быстро пачкаются, рвутся и намокают. На свалках они занимают много места, а для их изготовления нужно вырубать леса и тратить много воды. Все это приводит к дилемме: бумажная тара рациональна только при многоразовом использовании.

В результате заменители полиэтилена не менее вредны для общества и природы. Бумажный стаканчик быстрее сгниет, чем его собрать из пластика, но производить и транспортировать его еще менее экологично – в процессе образуется много загрязнений. Еще одна проблема – разные сорта бумаги, которые требуют отличающихся технологий утилизации. Еще одно затруднение – совершенно непонятно, чем заменять пластиковые трубочки для питья.

Ситуация в России

В Российской Федерации каждый год продают около 27 млрд. пакетов, которыми можно укрыть половину столицы. Практически все пакеты оказываются в мусоре, где им предстоит пролежать до разложения 4 столетия. На каждого москвича ежегодно приходится 180 пакетов. В Ирландии каждый использует в год всего 18 пакетиков. В 2018 году специальный представитель президента по вопросам охраны природы Иванов Сергей озвучил инициативу о введении налога на магазины и производителей пластиковых пакетов, чтобы таким способом собрать денежные средства для утилизации пластика. Инициатива осталась без ответа, законодатели ее не поддержали.

Чиновники Гринписа уверены, что в России вопросы охраны природы никогда не были приоритетными.